Новости
8 декабря 2017, 02:29

110 метров до встречи

«Длина судоходного пролета Крымского моста - 227 метров, общий вес конструкций обеих арок - около 11 тысяч тонн. Подмостовой габарит шириной 185 метров и высотой 35 метров обеспечивает беспрепятственный пропуск всех судов, курсирующих через Керчь-Еникальский канал.»

Еще совсем немного

Подгоняемая ветром в спину, я в восторге бегу по асфальтовым просторам Крымского моста. Впереди, сквозь туман, прорисовывается арочный взлет, но, несмотря на кажущуюся близость, проход к нему пока недоступен. Тянущимся с берегов автодорожным змейкам до своей конечной цели - воссоединения на фарватерной арке - осталось всего по одному пролету. Скоро, буквально через считанные дни, они сомкнутся друг с другом, и тогда можно будет с уверенностью сказать: мост есть, он построен.

- Этот год был пиковым для строительства автодорожного моста, когда работало максимальное количество людей и был выполнен коллосальный объем работ, - рассказывает директор по строительству моста через Керченский пролив компании «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» Леонид Рыженькин, встречая журналистов на обзорной площадке у скамьи «Крымский мост».

Несмотря на дождливую погоду, ту самую, когда на горизонте море в серой мгле сливается с небом, темный, убегающий вдаль изгибами силуэт моста хорошо очерчен. За год он заметно вырос, на берегу уже прочитываются сформированные «бантики» подъездных развязок, просматривается здание управления эксплуатации. Видны и все сопутствующие гигантскому строительству особенности: разъезжающая груженая техника, раскрашенные в веселые расцветки краны всевозможной величины, превышающие человеческий рост горы камней, земли, песка.

Как рассказал Леонид Рыженькин, стройка в этом году шла одновременно на восьми участках по всей протяженности моста. Устанавливались опоры - стойки из монолитного железобетона, трубосваи для них вбивались на рекордную глубину (из-за геологических особенностей местности). Длина каждой из них была рассчитана проектировщиками на основе проб грунта по достижении их стабильного уровня. Например, на фарватере она достигала 105 метров. Жители береговой линии весь год терпели яростный грохот гидромолота, но все 288 опор, из которых 85 находятся в море, сейчас уже установлены.

Одновременно на берегу рабочие собирали 20-тонные пролеты, красили их и затем с помощью тележек по технологическому мосту доставляли к нужному участку, где с помощью домкратов надвижкой устанавливали на готовые опоры.

- Сегодня все пролетные строения на сухопутных участках полностью собраны и опущены на опорные части. На них идут работы по укладке дорожной одежды нижнего и верхнего слоя асфальтобетона, - объясняет Леонид Рыженькин. - Завершаются работы и на морских участках. К середине декабря мы планируем полностью надвинуть к фарватерному участку последнее пролетное строение со стороны Тамани, и еще дней через десять - со стороны Керчи. К Новому году мы планируем замкнуть мостовое полотно автодорожной части и пройтись пешком с Таманского берега на Керченский.

Не спеша, по погоде

Первая наша остановка - на острове Тузла, участок № 4 по праву считающийся самым передовым: именно с него в 2016 году начались работы по устройству свайного основания. Здесь же была сооружена первая опора и собирались первые пролетные строения, а сейчас интенсивно идут работы по устройству мостового полотна.

Для подъема на проектную высоту мы становимся в очередь на …автомойку. Транспорту тщательно промывают колеса, дабы по мосту не разносить грязь, которой, конечно, на строительной части острова просто по колено.

Впрочем, нетерпеливых никто не держит - пешком можно подняться сразу. Первые шаги по дороге - и взгляд убегает вдаль: конца и начала пролета не видно. А покрытие настолько ровное, что кажется, каждый мелкий камушек в асфальте подобран, как в мозаике: на своем месте - по размеру и форме. И конечно, никаких ям и выбоин нет.

- Укладываем асфальтобетон в два слоя общей толщиной 11 сантиметров и делаем гидроизоляцию для предохранения конструкций моста от влаги. В полной готовности уже 25% полотна, - рассказывает замначальника ФКУ Упрдор «Тамань» Кайрат Турсунбеков. - Мы хорошо поработали в летний и осенний периоды, создали по графику временной задел, а потому сейчас укладываем асфальтобетон в спокойном режиме и с учетом погодных условий. А если возможности такой нет, ведем другие работы.

А их до сдачи в эксплуатацию моста еще немало. Помимо установки барьерных ограждений, без которых сейчас от задуваемого ветра и широты окружающих пространств голова идет кругом, строителям предстоит поставить мачты освещения и провести десятки километров кабельных электролиний. Необходимо нанести дорожную разметку и установить систему автоматического управления дорожным движением, щиты которой будут подсказывать автолюбителям ситуацию на дороге (видимость и силу ветра) и рекомендовать скорость передвижения.

По другую сторону автодороги открывается вид на строительство железнодорожной части моста. Пик интенсивности этих работ придется на следующий, 2018 год, а пока идет этап вбивания свай и установки опор. Здесь, на этом участке, железнодорожный мост уже набирает к фарватерной арке высоту, его опоры выше проезжей части. Требования по профилю у него немного другие: подъем более пологий, чем автомобильный, а следовательно, начинается раньше. И уже сейчас легко себе можно представить, как автомобилисты снизу будут наблюдать за пролетающими сверху поездами.

35 метров над морем

На железнодорожную арку мы поднялись на гремящем технологическом лифте, и не было бы в этом ничего удивительного (на 12-й этаж многоквартирного дома по разочку поднимался каждый, а 35 метров - примерно такая же высота), если бы не открывающийся с платформы вид. Ветер хлещет по щекам, а я стою, захлебываясь эмоциями. Только здесь и только сейчас, когда уже пролет дороги близок, но еще не коснулся автодорожной арки, особенно понятен масштаб всей этой стройки.

И кажется, что этой протянутой людьми и кранами, поддержанной мощными опорами гигантской лапы автодороги можно коснуться и зияющее морем расстояние от арки к мосту перешагнуть. Что 55 метров к тем убегающим к берегу километрам - одно дыхание, один лишь миг. Но сзади толкают коллеги: надо идти вперед.

Железнодорожная арка похожа на тоннель из металлических сквозных конструкций, уходящих в округленный свод потолка. Сквозь ее барьерные ограждения видны проплывающие снизу суда - маленькие катера и большие баржи. Справа от нее - такая же по форме, но с меньшим количеством комбинаций ферм, автодорожная арка. Ее установили второй: технологически работы возможны были лишь с правой стороны, а значит, железнодорожная на очереди оказалась первой.

- Самыми сложными моментами не только этого года, но вообще проекта в целом стали морские операции по установке этих арок на проектную высоту. Еще ни разу в российском и советском мостостроении подобных по масштабу, климатическим и гидрологическим условиям операций не было, - рассказывает Леонид Рыженькин.

Арки (весом около 6000 тонн и длиной 227 метров) собирались на технологической площадке в течение года в Керчи, а плавсредства, на которых они были доставлены и подняты в проектное положение, - в Севастополе. Их транспортировка, подъем и установка длились по трое суток, в каждой из операций участвовало более 150 моряков и строителей. И после установочных работ еще месяц строители работали над окончательным монтажом. Сейчас на арочных пролетах идут работы по их благоустройству: слышны звуки болгарки, повсюду сыпятся искры сварки.

Сто лет, не меньше

О судьбе прошлого, немецкого моста, не выдержавшего в 44-м году прошлого века натиска льдов и рухнувшего именно зимой, строители говорят с улыбкой: мол, у деревянного и шансов не было. После окончания строительных работ на этом мосту запланированы длительные тестовые испытания, но в своем детище мостостроители уверены полностью, и срок эксплуатации прогнозируют не менее 100 лет.

- Мост выдержит и 9-балльное землетрясение, и любую ледовую нагрузку, зима ему не страшна, - уверенно говорит Леонид Рыженькин. - В старые времена главного инженера после окончания работ ставили под нагруженный пролет моста, и если что-то проходило не так и мост падал, он за ошибку отвечал своей жизнью. В море это сделать труднее, только если на катере пойти, но мы уверены в своих силах и расчетах, и если что - и по старинке испытание пройти готовы.

Юлия Симатова, simat@ki-gazeta.ru Фото автора

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg